Автодилеры стали отказываться от параллельного импорта. Что случилось
Дилеры опровергли полный отказ от ввоза автомобилей по параллельному импорту
Дилеры начали отказываться от ввоза в Россию автомобилей из параллельного импорта. С чем это связано и получится ли теперь заказывать иномарки, которые официально в стране уже не найти
Крупные дилеры отреагировали на сообщения об отказе от ввоза в Россию автомобилей по схеме параллельного импорта. В частности, о том, что автомобильные дилерские концерны «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» закрывают свои направления по поставкам машин из параллельного импорта, 15 ноября сообщил ТАСС.
В пресс-службе обеих компаний, входящих в единый холдинг, в беседе с Autonews.ru эту информацию уточнили. В холдинге заявили, что речь идет не о полном прекращении поставок машин по параллельному импорту, а об «освобождении складов». При этом дилер пообещал не отказываться от поставок автомобилей по предзаказам. Такое решение участник рынка объяснил ростом цен и, как следствие, снижением спроса на такие автомобили. Разбираемся, что делать, если нужен автомобиль из тех, что официально не представлены в России, и сколько за него придется заплатить.
Выбрать из наличия в салоне больше не получится
Источники Autonews.ru на рынке отмечают, что в настоящее время стало невыгодно закупать автомобили по параллельному импорту заранее, не имея клиента, готового внести предоплату. Это связано с повышением с 1 августа утилизационного сбора и изменением правил его оформления с 20 октября 2023 года, когда получение льготы за ввоз машины на физическое лицо существенно усложнилось.
В пресс-службе «Автодома» и «Автоспеццентра» прямо признали то, что спрос на машины из параллельного импорта снижается, и компании приняли решение освободить склады. При этом директор по маркетингу и цифровой трансформации группы компаний Олег Кузнецов подчеркнул, что речи о прекращении поставок по каналам параллельного импорта не идет.
«Мы по-прежнему считаем, что премиальные европейские марки не имеют альтернативных предложений, и «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» продолжают поставки автомобилей этого сегмента. Однако мы хотим пробудить интерес клиентов к ним, поэтому приняли решение об освобождении складов, ввезенных по параллельному импорту», — объяснил изменение политики холдинга Кузнецов. При этом он подчеркнул, что сохраняется спрос на машины марок BMW, Audi и Porsche.
Фактически это означает, что автомобили теперь будут ввозить только по предзаказу с учетом стоимости возросшего утилизационного сбора (дополнительные 844 тыс. руб. минимум), а купить машину европейской марки в наличие станет сложнее. Примечательно, что автомобили китайских брендов в компании все-таки продолжат ввозить «про запас» именно по параллельному импорту.
В 2023 году «Автодом» приобрел российские мощности автозавода Mercedes-Benz. Пока компания не возобновила сборку машин на предприятии в Московской области, но осуществляет там установку систем ЭРА-ГЛОНАСС на поставляемые из Китая легковые электромобили марки AITO и грузовики Forland. Планы по их поставкам не менялись, подтвердили Autonews.ru в компании «МБ Рус», которая стала преемницей Mercedes в России и принадлежит «Автодому».
Продажи машин из параллельного импорта падают
И-за повышения утилизационного сбора и усложнения правил ввоза автомобилей на физические лица продажи машин, ввезенных по утилизационному сбору, падают, констатирует учредитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев.
«На данный момент мы уже видим сокращение регистраций автомобилей по параллельному импорту. Если мы возьмем август, то увидим, что доля таких машин на рынке была 14%. Уже в сентябре этот показатель составил чуть более 11%, а в октябре уже 10%. Это при условии, что пока еще у продавцов накопленные стоки привезенных раньше автомобилей. Поэтому следует ожидать что эта тенденция сохранится и дальше», — отмечает эксперт.
При этом далеко не все участники рынка считают запрет на ввоз машин через страны ЕАЭС проблемой. Так, крупный дилерский холдинг «Рольф» решение правительства и принятые Минпромторгом и ФТС меры поддержал.
В «Рольфе» считают, что утильсбор при ввозе через страны ЕАЭС покупатели должны платить в полном объеме. Только такой подход, по словам представителя холдинга, позволяет приобретать автомобили в России с гарантией от дилера. «Данный подход устраняет недобросовестную конкуренцию», — отметили в компании.
Примечательно, что большинство дилеров, куда обращался корреспондент Autonews.ru, уверяли, что никакой официальной гарантии на автомобили из параллельного импорта не получить, а гарантию нужно докупать — эту позицию ранее резко раскритиковали в Роспотребнадзоре.
В свою очередь в холдинге «Авилон» пояснили, что параллельный импорт машин для них осуществляют посредники, и от этого направления в компании не отказываются.
«Мы, безусловно, продолжаем продавать данные автомобили, и у нас пока нет планов по глобальному сокращению ассортимента. Китайские бренды, безусловно, продолжают активно замещать собой ушедшие с рынка европейские, японские и корейские автомобили. Но при этом есть часть клиентов, которая делает свой выбор в пользу именно европейских марок, которые ввозятся по параллельному импорту, в том числе из Китая. Таким образом, на фоне имеющегося стабильного спроса мы считаем рентабельным продолжать поддерживать это направление, пусть и не в больших объемах», — заявил заместитель директора «Авилона» по продажам новых автомобилей Ренат Токаев.
Мосеев при этом предупредил о том, что уже сейчас наблюдается рост числа мошенников, которые обещают ввезти машину по параллельному импорту по одной цене, а в итоге покупатель будет вынужден переплачивать
«На фоне ухода крупных игроков из этого направления существенно может возрасти количество недобросовестных продавцов или и вовсе мошенников. Такую тенденцию, кстати, уже можно наблюдать в России», — заявил Мосеев.
О подобных фирмах-однодневках, которые принимают предоплату на поставку машин по параллельному импорту, после чего исчезают, Autonews.ru автомобилистов также предупреждал.
Как на импорт повлияло увеличение утильсбора
Ставки утилизационного сбора в России подняли с 1 августа 2023 года. С 29 октября изменились правила его взимания: теперь за контроль отвечает не Федеральная налоговая служба, а ФТС. При ввозе автомобиля с объемом двигателя до 3 литров физические лица могут рассчитывать на льготную ставку в размере 3,4 тыс. руб. Для юридических лиц и при ввозе в коммерческих целях ставка может достигать 844 тыс. руб.
С 29 октября таможня фактически стала прикрывать схемы ввоза машин через страны ЕАЭС под видом автомобилей для физических лиц посредниками и дилерами. Именно это привело к заметному увеличению себестоимости таких автомобилей в России.