Aurus и Lada попали под новые санкции США. Что это значит
Содержание:
Autonews.ru объяснил, что будет с попавшими под санкции Aurus, Lada, НАМИ
Российский премиальный автобренд Aurus включили в очередной пакет санкций США. Вместе с ним под новые ограничения попали ФГУП «НАМИ» и Lada. Какие сложности это принесет отечественным производителям
В очередной пакет санкций США включили несколько российских компаний, работающих в автопроме. В так называемый SDN-лист попали премиальный автомобильный бренд Aurus, Государственный научный центр ФГУП «НАМИ», а также Lada Auto. Включение в этот список означает, что резиденты США не имеют права заключать какие-либо сделки с этими компаниями и совершать с ними транзакции. Разбираемся, как санкции могут повлиять на выпуск автомобилей Aurus и Lada.
Что означают новые санкции
Управление по контролю за иностранными активами (OFAC, Office of Foreign Assets Control) американского Минфина опубликовало новый перечень подпадающих под санкции предприятий 23 февраля 2024 года. По мнению экспертов, российские компании смогут найти выход для их обхода. На это, в частности, указал независимый эксперт в области автопрома Сергей Бургазлиев.
SDN-лист — это реестр организаций, которые подпадают под блокировку любых платежных операций, как наличных, так и безналичных, с любыми американскими контрагентами, — объяснил Бургазлиев.
В свою очередь, заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов назвал следующие риски:
- санкционированные лица (SDN) лишаются возможности осуществлять свои интеллектуальные права в Евросоюзе, в том числе получать роялти по лицензиям и распоряжаться правами (выдавать лицензии), а также защищать их в суде с выплатой компенсаций или убытков;
- возрастает до практической угроза вторичных санкций для поставщиков компонентов для санкционированных лиц, а в случае с автомобилями определить, что компоненты нужны именно для санкционированных лиц, не так сложно (если только это не какие-то универсальные компоненты).
По словам Бургазлиева, негативные последствия включения в этот лист возникают для всех организаций, которые, кроме того же АвтоВАЗа или Aurus, работают со внешними рынками и осуществляют платежи в долларах США через систему SWIFT с любыми компаниями, имеющими какое-либо отношение к расчетам с американскими компаниями.
«К примеру, если условный поставщик АвтоВАЗа работает и с китайскими производителями, заказывает у него условные микросхемы, и с американскими, отправляя им уже готовые изделия с этим компонентом — например, готовые мультимедиасистемы для Tesla, то работать с ним и оплатить ему условные микрочипы не получится. То есть дело в комплексном механизме ограничения транзакций за какие-то поставленные товары, даже если этот товар является субкомпонентом. Если есть связь, то ее можно установить через платежи, через SWIFT, не в мешках же они деньги возят этим субпоставщикам», — сказал Бургазлиев.
Как санкции повлияют на выпуск Aurus
С выпуском автомобилей Aurus в России теперь может сложиться непростая ситуация, считает Бургазлиев. НАМИ ведет проект Aurus с 2013 года. Тогда правительство поручило автомоторному институту разработать семейство автомобилей на Единой модульной платформе (ЕМП) — проект получил неофициальное название «Кортеж». На международном уровне автомобили впервые показали публике на 89-м автосалоне в Женеве в 2019 году. На мотор-шоу привезли седан Senat S600 и лимузин Senat Limousine L700.
Aurus Senat Long
«НАМИ — подведомственная Минпромторгу структура, при этом она представляет собой некую форму юридического лица, которое имеет право вести деятельность как в интересах государства, так и не противоречащую закону коммерческую деятельность. Например, проводить сертификацию, вести НИОКР и так далее. Санкции могут повлиять на НАМИ, поскольку ФГУП может вести расчеты со связанными с США компаниями в долларах. Например, за различную электронику и компоненты», — сказал эксперт.
Он добавил, что при этом НАМИ — владелец интеллектуальных прав на всю гамму Aurus, но технически они изготавливают спец- или броневерсии.
«Все остальное изготавливает ООО «Аурус», у которого в собственниках фонд из ОАЭ Tawazun (ему принадлежит 36% акций компании). Сам фонд входит в Корпорацию оборонной промышленности Эмиратов (EDGE). Таким образом получается, что риски, связанные с любыми транзакциями, в первую очередь с платежами за компоненты и для компаний, которые поставляют эти компоненты для Aurus и НАМИ, достаточно высокие», — объяснил Бургазлиев.
В свою очередь, глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин назвал внесение в том числе бренда Aurus в подсанкционный список «ожидаемым» решением.
«Конечно, для самой компании Aurus попадание в санкционный список усложнит процесс по производству автомобилей. Кроме того, сложности возникнут и у акционеров компании из ОАЭ Tawazun: владение частью компании, которая оказалась в «черном списке» США, может сказаться в том числе на ее репутации. Также у Aurus будет усложнен доступ к автокомпонентам: агрегатная база Aurus во многом зависит от импортных комплектующих», — сказал Шапарин.
При этом он обратил внимание, что в гараже президента используют специализированный доработанный автотранспорт, построенный на базе Aurus, поэтому с доступностью автомобилей проблем возникнуть не должно. Также и в случае с чиновниками высшего эшелона, которые тоже передвигаются на специализированных бронированных версиях.
Aurus Komendant
Сможет ли Aurus обойти санкции
Эксперт Бургазлиев назвал несколько возможных сценариев для Aurus по обходу санкций США. В их числе:
- возможное упразднение НАМИ и создание другой структуры (крайняя мера);
- создание нового юридического лица для бренда Aurus;
- передача бренда Aurus арабским партнерам;
- использование альтернативных видов расчетов с контрагентами.
«Например, в СССР существовал проект «газ в обмен на трубы». Европа нам строила газопровод и получала газ. Нужно собраться юристам, таможенникам, финансистам и придумать новые схемы», — считает эксперт.
Кроме того, отметил он, в настоящее время в процессе согласования находится сделка, согласно которой проекты под брендом Aurus будут проводить вместе с ООО «Газпром Тех». В случае получения «Газпромом» доли в проекте, по мнению Бургазлиева, компания имеет больше шансов на успешный обход санкций, выход на безубыточность в течение двух-трех лет и запуск новых моделей в партнерстве с китайскими брендами на бывшем заводе Toyota.
Как санкции повлияют на АвтоВАЗ
Новый пакет санкций, по мнению аналитика, повлияет и на работу бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге. Так, ООО «Автозавод Санкт-Петербург» планирует выпускать автомобильный бренд под названием XCITE. Владельцем площадки после ухода Nissan стал сначала ФГУП «НАМИ». Затем полноправным владельцем бывшего завода Nissan Manufacturing Rus стало АО «АвтоВАЗ».
После попадания компании под очередную волну санкций предприятие отказалось от идеи выпуска на заводе модели Lada X-Cross 5, которая оказалась копией китайского автомобиля FAW Bestune T77.
Lada X-Cross 5
Вместо этого создание бренда XCITE поручили ООО «Автозавод Санкт-Петербург». Тем не менее прослеживается прямая связь завода с АвтоВАЗом. Недавно корреспондент Autonews.ru обнаружил на площадке завода модели Chery из семейства Tiggo 7 без шильдиков, из чего возникло предположение, что именно эти автомобили и станут базой для запуска производства.
По мнению Бургазлиева, завод будет работать с Chery очень осторожно.
«К примеру, Chery предоставит свою платформу для XCITE. В обмен на это они могли бы получить этот завод в собственность. Но сейчас такой ход выглядит слишком рискованно. Так, Chery — публичная компания в Китае, и ей пришлось бы раскрывать отчетность, в которой бы появились данные о собственности России. Поэтому можно попробовать обойти эту задачу на государственном уровне: условно создать завод ООО «Ромашка», а его управление передать Chery в оперативное управление, который и будет получать доход от прибыли», — предположил эксперт.
Также одним из способов сотрудничества может стать контрактная сборка или предоставление льгот на государственном уровне для китайского партнера — например, компенсация части затрат на транспортировку автомобилей по России.
Как, в свою очередь, добавил Семенов, в случае с АвтоВАЗом нет каких-либо дополнительных особенных рисков по сравнению с ситуацией, в которой оказался Aurus.
«Возросли риски для поставок и поставщиков импортных компонентов. То есть под угрозой параллельные импортеры и их контрагенты», — отметил Семенов.
Что будет с планами АвтоВАЗа на 2024 год
Напомним, что в конце января пресс-служба ООО «Автозавод Санкт-Петербург» сообщила, что предприятие выпустило первую партию из нескольких тысяч автомобилей XCITE.
«Сейчас идет процесс накопления складского запаса для обеспечения старта продаж — весной 2024 года. Также бренд продолжает формировать команду нового бренда и [ведет] переговоры с крупнейшими в России дилерскими сетями», — отмечали в компании.
Теперь, не исключил Бургазлиев, планы могут поменяться.
«Технически запустить завод можно в любом случае. Выпустить небольшую партию автомобилей и отчитаться, что все готово. Но выйти на значительные объемы производства новых автомобилей будет сложно. Выйти на полноценное производство в первой половине 2024 года без рисков не получится, поэтому я не ожидаю масштабных событий до июня-июля. В дальнейшем ситуация будет зависеть от того, что придумают АвтоВАЗ и Минпромторг, чтобы обеспечить для Chery полноценные условия сотрудничества», — сказал Бургазлиев.
В заключение он добавил, что пока российский автопром серьезно зависит от китайских поставщиков компонентов и даже материалов. Но при этом напомнил, что Россия остается для Китая первым экспертным рынком для поставок автомобилей. Так, по данным Китайской ассоциации автопроизводителей, в 2023-м экспорт собранных в КНР автомобилей в Россию составил около 800 тыс. единиц. Лидером по поставкам стала компания Chery. Продажи китайских машин в Россию выросли за год как минимум в пять раз. На втором месте по объемам импорта оказалась Мексика.