Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Антон Алиханов: Россия планирует расширять экспорт вертолетов

Антон Алиханов: Россия планирует расширять экспорт вертолетов

К каким технологическим решениям России проявляют интерес страны БРИКС?

– Несмотря на то, что уже длительное время наша промышленность вынуждена развиваться в условиях постоянно нарастающего санкционного давления, интерес к отечественным технологическим решениям со стороны стран БРИКС и Глобального Юга всегда оставался стабильным. Более того, в течение последних лет наша страна устойчиво наращивает экспорт товаров машиностроения, металлургии, химической, фармацевтической промышленности и других отраслей. Среди конкретных примеров – крупные контракты на поставки железнодорожной техники: вагонов, локомотивов, путевого оборудования в Индию и Египет, регулярные поставки сельхозтехники в страны Африки и Ближнего Востока. Стабильный растущий спрос на отечественную химическую продукцию во всех странах Глобального Юга, широкий запрос на различную номенклатуру фармпрепаратов со стороны Ближнего Востока и Африки.

В каких видах российской продукции заинтересованы иностранцы? Готова ли Россия наращивать экспорт высокотехнологичной продукции?

– В зарубежных странах пользуется спросом широкий ассортимент российской продукции. К наиболее востребованным относятся металлы, химия, удобрения, различные типы машин и оборудования, лесоматериалы, а также сельскохозяйственная продукция. В целом за пять месяцев 2025 года можно выделить рост потребности Турции в российской меди на 166% и полуфабрикатах из железа более чем на 65%. Увеличились поставки продукции машиностроения в Китай на 20%, в Саудовскую Аравию на 196%, в Индию на 78%. В Марокко увеличились поставки меди на 85%, а поставки алюминия в Бразилию в два раза. Вместе с тем мы активно стремимся к увеличению объемов экспорта высокотехнологичной продукции и это является одним из приоритетных направлений развития нашего экспорта. В рамках реализации федерального проекта «Промышленный экспорт» мы поставили перед собой цель по его увеличению. Прогнозируется, что доля такой продукции в общем объеме промышленного экспорта составит порядка 20% к 2030 году.

Сколько по итогам года ожидаете составит объем производства легковых автомобилей в России?

– Высокие ставки автокредитования действительно продолжают оказывать влияние на авторынок, наряду с потребительскими ожиданиями, которые сейчас формируют отложенный спрос. Кроме того, продолжается коррекция, связанная с тем, что итоги прошлого года оказались значительно выше прогнозных значений. При этом видим, что в этом году доля отечественной техники на рынке стабильно растет. У наших автозаводов пока что есть возможность сохранять объемы производства на уровне прошлого года. Но производственные планы наших предприятий, конечно, будут адаптироваться к запросам рынка и корректироваться в сторону снижения.

Пересматривали ли вы прогноз по продаж автомобилей в России за 2025 год? Сколько он составит по итогам года?

– В июне мы уже озвучивали наши ожидания – рассчитываем, что благодаря мерам господдержки снижение объемов реализации новых автомобилей по всем сегментам удастся удержать в пределах 25-30% год к году. Итоги года по рынку и производству будут зависеть от дальнейших изменений ключевой ставки. Поскольку впереди еще четыре месяца, актуализировать предыдущие прогнозы пока что преждевременно.

Выступая в Совете Федерации вы говорили о планах по расширению программ льготного автокредитования, на какие категории граждан планируете расширять? Будет ли возобновлена программа «Первый автомобиль»?

– По итогам первого полугодия в рамках программ льготного автокредитования и льготного лизинга уже было реализовано свыше 82 тысяч автомобилей, общий объем предоставленных скидок составил почти 24,5 миллиарда рублей. В середине мая, напомню, уже приняли решение о возвращении в периметр льготных автокредитов подпрограммы семейный автомобиль – за полтора месяца (по статусу на конец июня) она заняла около 15% от общего объема выдач. Параллельно с некоторым снижением ключевой ставки, рассчитываем, что эти решения позволят демпфировать падение рынка. Необходимо понимать, что любая корректировка параметров этих программ должна быть взвешена с учетом текущих бюджетных возможностей.

Удалось ли вам оценить новинки «АвтоВАЗа» LADA Azimut и LADA Iskra? Считаете ли данную модель перспективной? За счет чего она может завоевать свою долю рынка?

– И Iskra, и Azimut – это результаты планомерной работы «АвтоВАЗа» над расширением модельного ряда в соответствии со стратегией развития компании. С обеими моделями познакомился лично еще на стадии концептов, они вполне конкурентоспособны в своём сегменте. Главное преимущество всех моделей LADA – это доступность за счет высокого уровня локализации этих автомобилей. На «долгой» дистанции – это также меньшая стоимость владения по сравнению с иномарками и широко развитая сервисная сеть.

В отечественные машины в основном устанавливаются коробки передач «автомат» китайского производства. Есть ли планы по организации собственного производства? Сколько средств потребует такой проект и в какие сроки его можно реализовать?

– Сейчас параллельно прорабатываются три проекта по локализации автоматической коробки передач, которые будут востребованы в сегментах легковых и легких коммерческих автомобилей. Это технологически сложная и масштабная задача, объемная с точки зрения инвестиций, поэтому решаем ее в кооперации с нашими партнерами из дружественных стран. Конкретными деталями мы будем готовы поделиться, когда финализируем все договоренности. Также напомню, что в автомобилях Aurus – российский «автомат». Разработанную для них коробку мы также начали «транслировать» в отрасль. На ее базе была создана модификация, которая после испытаний может использоваться в автобусах «Нефаз». Это позволит увеличить объем выпуска, снизить себестоимость и даст эффект масштаба для дальнейшего развития технологии.

По каким отраслям промышленной продукции рассматривается возможность возвращения госконтроля?

– Мы совместно с Минэкономразвития приступили к реализации комплекса мер, это, в том числе, и изменения в законодательство, направленные на возврат госконтроля за отдельными видами промышленной продукции. В частности, Минпромторг подготовил законопроект об установлении нового вида госконтроля за соблюдением обязательных требований к промышленной продукции. Полномочия по надзору будет осуществлять Росстандарт. Далее правительством РФ будет утверждено положение, в котором будут определены виды продукции, являющиеся объектами такого надзора. На сегодняшний день мы достигли договоренностей с Минэкономразвития по приоритетным группам промышленной продукции, в отношении которой нужно установить госконтроль в первую очередь. Во-первых, это строительные материалы и изделия. Во-вторых, самоходные машины и отдельные виды оборудования. В-третьих, оборудование для детских игровых площадок и аттракционы на стадии изготовления. В последнее время все чаще стала появляться информация о несчастных случаях, связанных с такой продукцией. Одновременно с этим, прорабатываем вопрос установления госконтроля за низковольтным и высоковольтным оборудованием, а также иными видами промышленной продукции.

В России достаточно остро строит вопрос с обновлением речного флота. Рассматривается ли установление срока эксплуатации судов? Планируется ли ограничить сроки эксплуатации? Сколько судов на сегодня строится на российских верфях?

– Обновление существующего речного флота – это, в первую очередь, приоритетный вопрос безопасности эксплуатации судов. Поэтому вы правы – он стоит достаточно остро. Несмотря на все вызовы, связанные с санкционными ограничениями и давлением макроэкономических факторов, с которыми наши судостроители столкнулись в последние годы, за последние пять лет российские верфи построили 234 транспортных судна смешанного и внутреннего плавания. Текущий портфель заказов российских верфей насчитывает 182 судна с контрактными сроками строительства до 2027 года. Сейчас у наших верфей есть все необходимые компетенции и мощности, чтобы обеспечить строительство необходимого количества судов речного флота. Но здесь мы всегда обращаем внимание на необходимость своевременной контрактации новых заказов и формирования долгосрочной программы загрузки предприятий отрасли. Важно обеспечить и стимулирование спроса на отечественную продукцию – здесь мы работаем с программами льготного лизинга. Одним из регуляторных механизмов могло бы выступить и введение ограничений на сроки эксплуатации судов. Концептуально мы поддерживаем эту инициативу и готовы к совместной проработке этой меры, но ключевые решения будут формировать коллеги из Минтранса России.

Читать также:
Глава ЦЭМИ РАН призвал продвигать в России суверенную экономическую школу

Планируется ли наращивать экспорт российских вертолетов? Например, «Ансатов» и Ми-8?

– Экспорт российской вертолетной техники, безусловно, планируется расширять, и для этого есть все необходимые предпосылки. Технику холдинга «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех» эксплуатируют более 100 стран мира, на всех континентах. Вертолеты российского производства отличает надежность, простота в эксплуатации и обслуживании, универсальность и широчайший спектр решаемых задач в самых разных климатических условиях.

Прежде всего, речь идет об уже известных нашим партнерам машинах: многоцелевых вертолетах типа Ми-8/17, противопожарном Ка-32А11ВС, легком многоцелевом вертолете «Ансат». Кроме того, холдинг «Вертолеты России» предлагает и совершенно новую технику, например, офшорный Ми-171А3 для доставки на шельфовые буровые платформы людей и грузов, а также проведения в открытом море поисково-спасательных операций. Что касается рынков сбыта российской вертолетной техники – это страны Юго-Восточной и Южной Азии, страны африканского континента, СНГ. Сегодня в наших вертолетах заинтересованы страны – участницы БРИКС. Убежден, сотрудничество с БРИКС позволит значительно расширить сферы применения отечественной авиации гражданского назначения.

Сколько составил экспорт фармацевтической продукции в 2025 году? Куда чаще все идут отправки российских препаратов?

– В целом за пять месяцев 2025 года экспорт фармацевтической продукции увеличился почти на 8%. Значительно выросли поставки в страны Африки, например, в Конго на 66%, Алжир на 226%, в Марокко на 510%. В целом в страны Африки увеличение экспорта фармпродукции составило 16%. Это в основном вакцины, лекарственные средства и иммунологические продукты. Кроме того, увеличились поставки такой продукции в страны Южной Америки на 12%, за счет увеличения поставок в Колумбию, Боливию и Бразилию. В топ-5 основных импортеров российской фарпродукции вошли Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Туркменистан и Алжир.

Насколько локализовано в России производство медицинского оборудования, а также оборудования для реабилитации? Планируется ли увеличить субсидирование на производство такой техники?

– Российские производители медицинской техники используют российские печатные платы, осуществляют поверхностный монтаж элементной базы, сборку и тестирование готового изделия, также углубляют локализацию за счет использования российских материалов, корпусных деталей и разработки собственного ПО. Безусловно, часть компонентов иностранного происхождения. В целях стимулирования производителей к локализации мы переводим требования по признанию «российскости» к балльной системе оценки. Для производителей медицинской техники существуют различные меры поддержки, включающие гранты на разработку документации, субсидии на разработку радиоэлектронных модулей, а также льготные займы ФРП. Кроме того, в рамках федерального проекта «Развитие производства наиболее востребованных лекарственных препаратов и медицинских изделий» предусмотрено ежегодное финансирование в размере 900 миллионов рублей, которое будет направлено на разработку и производство наиболее востребованных медицинских изделий.

В этом году Илон Маск продемонстрировал танцующего робота-гуманоида, а китайский робот поступил в университет. Работают ли отечественные производители над созданием роботов гуманоидов? Какова в целом ситуация в отечественной отрасли робототехники?

– Отечественные разработки антропоморфных роботов ведут несколько предприятий и научных коллективов, среди которых я бы выделил НПО «Андроидная техника». Это одна из ведущих компаний, которая произвела уже свыше 40 роботов, среди которых Федор, который в 2019 году летал на МКС, робот Марфа, который сейчас работает в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина и робот Теледроид, который должен отправиться на МКС в 2026 году для обеспечения роботизированных работ на внешней поверхности МКС в условиях воздействия вредных факторов космического полета. Одним из наиболее узнаваемых брендов в российском сегменте робототехники является ООО «Промобот». Год назад компания представила прототип антропоморфного робота Арди, как вариант на его основе могут создать полноценную антропоморфную платформу. Ну и, в перспективе, ООО «Яндекс» и ПАО «Сбербанк России» планируют представить своих первых антропоморфных роботов уже в этом-следующем году.

Во сколько на сегодня оцениваете потребность в газовых турбинах для российских предприятий до 2030 года? Отечественные заводы готовы полностью закрыть спрос?

– Согласно совместным планам Минпромторга России и Минэнерго России до 2030 года спрос на газовые турбины большой мощности в Российской Федерации составят 32 единицы. Отечественные производители готовы своевременно изготовить и поставить оборудование согласно данным потребностям. Разумеется, для обеспечения заявленных производственных мощностей необходимо учитывать длительность производственного цикла и обеспечивать своевременное авансирование не менее, чем за год до начала производства.

На сколько за первое полугодие выросло производство детских товаров в России?

– За первое полугодие, согласно данным Росстата, производство достигло показателя в 7,1 миллиарда рублей, что соответствует уровню прошлого года. Большую часть российского рынка детских товаров при этом занимает сегмент легкой промышленности, детской мебели, издательской продукции, товаров для ухода за детьми. Сегмент игр и игрушек составляет порядка 3% объема российского рынка детских товаров. В настоящее время отечественная отрасль детских товаров представлена порядка 1,6 тысячи российских компаний, которые обеспечивают ежегодный рост объемов производства на 5-6%.

Есть ли потенциал у отрасли выйти на внешние рынки и конкурировать с ведущими игроками индустрии? Какие отечественные игрушки наиболее популярны?

– Уже сейчас российские производители могут удовлетворить запрос потребителя качественными и современными товарами, соответствующими стандартам безопасности, и ничем не уступающими иностранным аналогам. На территории Кировской области производство кукол и игрушек осуществляет компания «Весна», в Санкт-Петербурге – «Нордпласт», в Ростове – «Стеллар», в Ульяновской области – «Полесье ДГ». Особую популярность при этом имеют игрушки, созданные по мотивам персонажей российских мультфильмов.

Лесопромышленный комплекс на сегодня находит в достаточно тяжелой ситуации. Какие меры поддержки для отрасли действуют в России?

– Для оказания финансовой поддержки лесопромышленным предприятиям Фонд развития промышленности осуществляет льготное кредитование, которые направлены на поддержку проектов по импортозамещению, разработке новой высокотехнологичной продукции и внедрению наилучших доступных технологий. Средства ФРП можно использовать для создания новых производств или модернизации действующих, например, по выпуску мебели, фанеры, бумаги, упаковки и другой готовой продукции. Также в фонде действует специальная программа «Проекты лесной промышленности», направленная на поддержку и развитие в стране обработки древесины. На прошедшем в августе в Челябинске выездном заседании Наблюдательного совета принято решение об увеличении максимального объема финансирования по этой программе в два раза – со 100 миллионов рублей до 200 миллионов рублей. За 2024-2025 года ФРП профинансировал 27 проектов для предприятий лесопромышленного комплекса на общую сумму займов 7,1 миллиарда рублей. Также одной из важнейших мер государственной поддержки лесопромышленных организаций является субсидия для экспортеров в целях компенсации затрат на транспортировку промышленной продукции. Кроме того, в настоящее время с четырьмя лесопромышленными организациями заключен СПИК, объем налоговых льгот за весь период реализации проектов составляет 7,2 миллиарда рублей.