Александр Роджерс: Образ будущего в тупике западной цивилизации
В кои-то веки на праздники выдался у меня свободный вечер. И решил я порадовать себя какой-нибудь фантастикой. Но не смог.
Вот реально, жанр научной фантастики умирает.
«Экспансия» это про наше время, только с «протомолекулой». «Сотня» про малолетних дебилов для малолетних дебилов. «Летящие в ночи» – это помесь Хичкока с индийским кино (у меня в ЖЖ есть обзор). «Изменённый углерод» начинался хорошо, но к середине скатился (тоже был обзор).
В общем, нечего смотреть. Нет хорошей фантастики.
Ведь не назовёшь же фантастикой «Войны бесконечности»! Вся проблема с Таносом решается одним выстрелом из снайперской винтовки 50-го калибра в голову с 500 метров. Комиксы – это для дебилов.
«Аватар» Кэмерона – это вообще не про будущее, это про прошлое. Индейцы против ковбойцев.
«Чужие» вообще создавались по наркоманским видениям одного героинщика (это известный факт). Причём именно по бэд-трипам.
Что там ещё вышло в прошлом году? «Хроники хищных городов» и, прости меня Азимов, «Бамблби». Унылый «Веном», который не зашёл даже фанатам «Человека-Паука» (а это, согласитесь, уже приговор).
Да и вообще, засилие комиксов – это уже угрожающая симптоматика, серьёзная заявка на деградацию. Потому что комикс – это заведомо упрощённое повествование, где неприемлемо «многабуков», а значит – невозможна сложная мотивация или запутанная интрига.
Про падающие бомбы в невесомости в последней части «Звёздных войн» лучше вообще не вспоминать. Впрочем, как и весь остальной маразм оттуда. Дисней и его злобная мыша убивают всё, до чего дотягиваются. Даже Люка Скайуокера.
Вы думаете, что фантастика – это не серьёзно? Это же вам не фэнтези, это архисерьёзно!
Это образ будущего. А его нет.
Есть комиксы с супергероями и суперзлодеями.
Есть многочисленные зомби- и прочие апокалипсисы.
Есть достаточно однотипные инопланетные вторжения (когда инопланетяне действуют примерно как англосаксы в Америке против индейцев).
Есть «современность с лазерами».
А будущего нет!
Что я имею в виду? Первобытное общество сильно отличалось от античности. Античное общество сильно отличалось от феодального. Феодальное сильно отличалось от капиталистического. Кардинальнейшим образом, почти во всех отраслях и проявлениях.
Как мы уже поняли, Фукуяма явно поторопился с «концом истории». Потому что мир меняется. И, теоретически, хорошая научная фантастика должна моделировать эти возможные изменения.
Вот Ефремов или Азимов пытались представить это возможное будущее. «Час Быка» или «Академия». А современные фантасты преимущественно не делают ничего подобного.
В мире «Звёздных войн» ничего не меняется. Сменяются эпохи и названия, но условная «Империя» продолжает сражаться с условной «Республикой». Ситхи против джедаев, даже когда уже не осталось никаких ситхов и умер последний джедай. Цикличность без прогресса.
Нет ответа на вопрос «Камо грядеши?».
Это тупик западной цивилизации, не понимающей, куда и зачем она движется. Тупик во многом из-за того, что у них много лет существовал запрет на публичное озвучивание главного вопроса марксизма «А что после капитализма?».
Первобытнообщинный строй почти везде канул в небытие. Рабовладение вне закона и осуждается. Феодализм сдаёт последние позиции. Капитализм тоже подходит к своему завершению (не на следующей неделе, и даже не через год, но этот момент наступит). Что дальше?
Им страшно об этом даже подумать. Мне – страшно интересно.
Александр Роджерс, специально для News Front
Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен