Александр Пашутин: «Я понял, что природу можно обмануть»
Актерский талант у Пашутина проявился рано: уже в семилетнем возрасте он был принят в ансамбль песни и пляски столичного Дома пионеров.
Потом было Суворовское училище, откуда, казалось бы, прямая дорожка в военные. Но актерская жилка взяла свое. Сейчас за плечами у народного артиста три столичных театра и более двухсот кинокартин! Причем даже в свои 80 Александр Сергеевич не собирается почивать на лаврах. Наоборот, с таким азартом берется за любую работу, что даже знаменитый кардиохирург Лео Бокерия попросил его поберечь свое здоровье.
Александр Пашутин, который недавно отметил круглую и весьма солидную дату, активно снимается в фильмах и сериалах, продолжает играть в театре, преподает в Институте театрального искусства имени Иосифа Кобзона, участвует в телешоу и воспитывает внуков, которых у него семеро! Секретами своего активного долголетия юбиляр охотно поделился с «МН».
РАВНЕНИЕ НА ЗЕЛЬДИНА
— Александр Сергеевич, вы постоянно в движении, в работе. Откройте секрет: где берете энергию? Потому что такой активности может позавидовать даже молодежь.
— Не знаю. Может быть, генетика, а может быть, спорт — я регулярно хожу в тренажерный зал. Вообще спортом занимаюсь с юности — с того момента, как поступил в Суворовское училище в Воронеже. Там спорт был одной из главных дисциплин. Нельзя быть суворовцем, не занимаясь физической нагрузкой. И вот так с тех пор у меня и осталось. Это, можно сказать, мой наркотик. И скажу честно, в своей жизни я не выкурил ни одной сигареты — я просто не умею курить. Правда, недавно был у одного великого врача — профессора Лео Бокерия, — и он мне сказал: «Александр Сергеевич, не надо такие большие физические нагрузки давать. Хотя бы немного уменьшите их». И вот я иногда ленюсь, даю себе послабление — пофилонить могу, полежать на диване вместе с котом, посмотреть телевизор. (Смеется.) Я вам скажу честно: понял по двум великим людям, что природу можно обмануть. Я имею в виду Владимира Зельдина, который дожил до 101 года и с коим я имел счастье сниматься в одном фильме, и Майю Плисецкую — она танцевала на сцене практически до своей смерти. Когда я встречал Владимира Михайловича, то никогда не мог сказать, что это старик, хотя на тот момент ему было за 90. Это был просто мужчина в возрасте. У него всегда были прямая спина, белый пиджак, бабочка, от него всегда веяло парфюмом…
— Вы равняетесь на Владимира Зельдина?
— Да, я ему говорил: «Вы — наш маяк, мы все равняемся на вас!»
ГЛАВНЫЙ ПОДАРОК
— Что скажете о своей цифре в паспорте? 80 лет — серьезная дата. Осознаете это?
— Вы знаете, я сейчас понимаю, что, конечно, цифра не совсем приятная. Но, с другой стороны, у меня всегда были два таких постулата, или, если хотите, принципа, по которым я живу. И они мне помогают двигаться по жизни вперед. Я всегда говорил самому себе цитату из пьесы Максима Горького «На дне»: «В карете прошлого далеко не уедешь». Что для меня это означает? Я снялся, например, в каком-то фильме, отработал его — и все, забыл! Поехали дальше, вперед! Не надо думать постоянно о прошлой работе. А вторая моя любимая фраза: «Еще не вечер!» (Смеется). Вот так себя подбадриваешь, потому что хочешь еще и в спектаклях поиграть, и посниматься… Так что силенки пока есть, слава Богу.
— Скажите, а какой подарок для вас самый главный?
— Отвечая на этот вопрос, начну немного издалека. Однажды у меня был юбилей — не помню уже, какая дата, да это не так важно сейчас. Моя супруга Любовь предложила отметить его тихо: «Пойдем в кафе, вдвоем посидим». И вот мы зашли, разделись. Я захожу в зал, но там так темно — ничего не видно… И вдруг зажигается свет, и я вижу за столами огромное количество родных, друзей, коллег… Самое главное, что никто не опоздал, все пришли вовремя, все уже сидели! (Смеется.) Весь этот праздник организовала моя супруга втайне от меня. Вот это для меня был лучший подарок — когда рядом твои родные люди. А от жены, например, мне не надо никаких подарков. Самый главный для меня подарок — чтобы она была жива и здорова. Все остальное у меня есть, а если что-то надо будет — я заработаю и куплю. Как видите, это все не про материальные ценности…
ПОВОД ДЛЯ ГОРДОСТИ
— У вас более двухсот ролей в кино. Пора, наверное, в какую-нибудь книгу рекордов заносить?
— Да, картин действительно много. Но я за рекордами и за съемками не бегаю…
— Вас, наверное, часто спрашивают: есть среди них те, которые вы любите больше всего?
— Да, конечно, есть такие. Но были в моей биографии и кинокартины, в которых я — извините за такие пошлые слова — просто зарабатывал деньги. Предлагали роли, мне не совсем нравился сценарий, но я понимал, что у меня есть семья, надо зарабатывать. Конечно, я в любом случае относился к своей работе профессионально. И любую роль, даже если мне что-то не нравилось, всегда отрабатывал честно, выкладываясь полностью… А есть и киноленты, которые я очень люблю и вспоминаю работу в них с благодарностью. Например, военный фильм «Смерть шпионам!» режиссера Сергея Лялина. Еще очень люблю «Три сестры», снимал Юрий Грымов по Антону Чехову. Или тоже прекрасный фильм — и моя роль в нем — «Парад планет» режиссера Вадима Абдрашитова. В общем, таких ролей много, и можно долго перечислять…
— А какими своими достижениями в профессии вы не то чтобы гордитесь, но вспоминаете с особым чувством?
— Таких моментов немало. Например, пробы к фильму «Премия» режиссера Сергея Микаэляна. Это была одна из моих первых работ. Помню, вышел на крыльцо киностудии. И вижу человека в зеленой брезентовой куртке. То ли осветитель, то ли рабочий. Прошу его: дайте мне свою куртку, через 15 минут верну. Он дал. Мы сыграли пробы со Светланой Крючковой. Она уже была известной артисткой, снялась в «Большой перемене», а меня никто не знал… Позже оператор Владимир Чумак рассказал мне: «Посмотрев твои пробы, члены художественного совета спрашивали, на какой стройке Микаэлян нашел этого работягу». То есть меня. Они и не подумали, что я профессиональный артист, настолько вошел в образ рабочего. Фильм вышел очень удачным, даже Госпремию дали.
Другая история. В театре выпустили спектакль «Портрет». Наутро после премьеры звонит режиссер: «Саша! О тебе в «Правде» написали! Что в театре Гоголя прекрасный спектакль, а в главной роли — молодой талантливый Александр Пашутин!» А в те времена, если тебя хвалила газета «Правда», это все равно что «Оскара» получил! Я был счастлив. В театре, правда, зарплата по-прежнему оставалась небольшой. А вот на гонорары от кино сумел купить квартиру. Сам. Ни у кого не просил.
НЕ ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ
— Вы участвовали и в различных телевизионных шоу. Причем по своим условиям они были не совсем простые…
— Да, свой триатлон я прошел! (Смеется.) Я был в шоу «Последний герой» в Доминиканской Республике, потом на «Жестоких играх» в Аргентине, в Буэнос-Айресе. И потом мне предложили поехать в форт Боярд во Францию… Я вообще авантюрист по своей натуре. Мне это было интересно, я соглашался на участие в этих проектах. И это не шоу были, а практически настоящие спортивные соревнования. Вы же помните, что я спортивный парень! Такой я там получил заряд энергии! Так что если будут еще какие-то предложения, то я с удовольствием тряхну стариной!
— Можете назвать себя везунчиком по жизни?
— Да вот не скажите… Из театра однажды вдруг перестали отпускать на съемки. Даже когда был не нужен на репетициях — требовали, чтобы присутствовал. И я в 1981 году из театра Гоголя ушел. Впоследствии еще дважды уходил из театров, где служил. Причины были, по сути, одни и те же… Театр — это прекрасно, я очень его люблю. Но давайте не будем лукавить: как популярность, так и заработок артистам все-таки приносит кино. А я же мужчина, на мне ответственность за семью, в том числе за пожилых родственников — за мою маму, за тещу. И я зарабатывал. В театре, где служил, режиссер стал строчить на меня докладные записки: Пашутин, мол, с трех репетиций отпросился. Я тогда перенес операцию на глазах, физически не мог прийти. А меня вдруг «в наказание» снимают с роли! И я уволился… Так что не везунчик. Все сам заработал…