30 лет легендарному полету «Бурана», или вокруг Земли за 205 минут
Содержание:
15 ноября исполняется 30 лет со дня полета беспилотника «Буран». Тогда, за 205 минут аппарат дважды облетел Землю. Как сложилась судьба шаттла, а также о его «возрождении» — в нашем материале.
15 ноября 1988-го многоразовый орбитальный корабль-ракетоплан «Буран», дважды пролетев по земной орбите, приземлился на космодроме Байконур. Это был триумф советской космонавтики. Это был не только успешный финал 12-летнего труда полутора миллионов человек, но и сокрушительный рывок в гонке вооружений с США — по сути, реванш за первую высадку на Луне Нила Армстронга, капитана экипажа «Аполлона-11».
С учетом первого выхода в космос Юрия Гагарина счет был 2:1 в пользу СССР. Но этому предшествовала огромная работа, и не только в технической и политической сферах.
Фото: tassphoto.com/ Кузьмин Валентин
Космическая гонка вооружения
Много лет американская контрразведка охотилась за «Бураном», и в первой половине 80-х им все же удалось получить секретные данные. Тогда транспортный самолет «Атлант», перевозивший макет «Бурана», потерпел аварию — завяз в грунте. Во время «простоя» американцам удалось заснять его с воздуха. И тут же в зарубежной прессе появились публикации, мол русские делают челнок вроде «Челленджера» — это многоразовый транспортный космический корабль НАСА.
И действительно, внешне аппараты были очень похожи, но «американец» базировался на двух разгонных ускорителях и топливном баке, а венец советской инженерной мысли — на самой мощной в мире в то время ракете «Энергия». Вместе система получила название — стартовый комплекс «Энергия — Буран».
Фото: РИА Новости/Александр Моклецов
Достойное название
Когда на запад просочилась информация о советской многоразовой космической системе, контрразведчики предложили сменить имя проекта на «Байкал». Под этим названием корабль и прошел боевые испытания на Байконуре. Как рассказывают люди, которые были участниками этого действа, после эксперимента надпись над крылом заметно обгорела. Конструкторы побоялись, что при сходе с орбиты, в плазме при температурах, достигающих 1400 градусов по Цельсию, от названия «Байкал» может остаться «неудобная» часть. Поэтому было решено вернуться к названию «Буран».
Фото: РИА Новости/Александр Моклецов
В чем ценность «Бурана»?
Стоит отметить, что создание «Бурана» имело не только экономическое обоснование. Хоть и считалось, что он станет альтернативой дорогостоящим одноразовым запускам (ресурс корабля рассчитан на сто полетов Земля-Космос-Земля), основная его ценность заключалось в возможных методах использования.
После того, как в 1983-м американский президент Рональд Рейган объявил о принятии программы стратегической оборонной инициативы (СОИ) «Звездные воины», согласно которой США создавали эшелонированную космическую систему боевых средств, включающую лазеры для борьбы с советскими баллистическими ракетами, в СССР для поражения американских наземных объектов решено было создать орбитальную станцию, на которой могли бы базироваться корабли «Буран». В случае начала войны они должны были отделиться и занять позиции в космическом пространстве.
Переждав на орбитах атаку ракетными ударами врага, каждый из челноков должен был выстрелить боевыми блоками по стратегическим объектам противника. Но это был лишь один из трех возможных вариантов применения «Бурана». Второй предусматривал наличие разведаппаратуры и противоспутникового оружия. Это могли быть космические мины или ракеты «Болиды» Космос-Космос с разными боевыми частями. Третий вариант использования «Бурана» — как способ уничтожения крупных объектов противника с помощью ракетной станции «Каскад» и боевого комплекса «Скиф».
Успехи СССР были настолько неприятны американскому руководству, что в 79-м (как раз, когда шли испытания прототипов «Бурана»), на экраны вышел очередной фильм «бондиниады». На этот раз в «Лунном гонщике» суперагент 007 с лазерными пушками и красивой подружкой спасает мир от злодея, который создал в космосе боевую орбитальную станцию. Согласитесь, вполне очевидный намек.
Видео: фрагмент трейлера фильма «Лунный гонщик», реж. Льюис Гилберт, 1979 год
В жизни все обошлось без пальбы из лазеров. После того, как до руководства США дошли новости о том, что у СССР появился достойный ответ «Челлерджеру», программа «Звездных воин» пошла на убыль. Стало очевидно, что космос должен быть милитаризирован.
В 1990-м, после переговоров с американским руководством, генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев принял решение закрыть программу «Энергия — Буран» — якобы проект был слишком дорогостоящим. Однако, большинство специалистов сходится во мнении, что истинной причиной ликвидации стали политические игры.
Фото: РИА Новости/Игорь Виноградов
Судьба «Бурана»
Совершив всего один полет в космос и выработав лишь 1% своего ресурса, «Буран» еще дважды поднимался в небо на самолете «МРИЯ» для публичных показов. «Кончина» космического корабля настигла его далеко от звезд — 12 мая 2012-го он буквально был погребен под обломками обрушившейся крыши монтажно-испытательного корпуса (МИК) на Байконуре. По некоторым данным, в тот день погибли семеро граждан Казахстана, которые ремонтировали кровлю МИКа.
Наследием легендарной советской программы стали память о двух витках вокруг Земли за 205 минут, два других летных образца — «Буря» и «Байкал» — они простаивают в ангарах, а также серия габаритных макетов корабля, часть из которых стала музейными экспонатами.
Фото: seleste-rusa.livejournal.com
Технология «Бурана» сегодня
Технологии, созданные для советского ракетоплана, сегодня продолжают использоваться. «Дальним родственником» «Бурана» называют российский космический аппарат двойного назначения «Клипер» — так же многоразового использования. В теории он должен прийти на смену «Союзам», доставлять экипаж и груз на орбитальные станции, а также осуществлять срочную эвакуацию космонавтов на землю. А в будущем — еще и осуществлять полеты на межпланетные станции. Челнок разрабатывает ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия».
Фото: ru.wikipedia.org, Полномасштабный макет «Клипера» в музее РКК Энергия
Несмотря на то, что программы орбитальных челноков ушли в далекое прошлое, история космических кораблей и других устройств продолжается. Технологии «Бурана» широко используются в сферах от авиации и машиностроения для сельского хозяйства. Разработчики, в свою очередь, продолжают создавать новые модели кораблей, рассчитанные теперь уже не только на околоземные пространства.