Что такое сведение музыки?

Итак, как свести трек. Для начала, хочу уточнить, что само по себе слово «трек» лично мне не очень нравится. Трек – это не песня, не композиция, это просто техническое обозначение потока звуков в определенный временной промежуток. Но, раз уж это слово так прочно закрепилось в современном музыкальном жаргоне, придется с этим считаться. Условно, будем называть словом «трек» некий материал, представленный набором инструментальных или вокальных дорожек, объединенных общей музыкальной концепцией и эмоциональным окрасом.

На стадии сведения и  мастеринга мы имеем дело с уже практически завершенной аранжировкой. Конечно, какие-то партии в процессе сведения могут корректироваться, добавляться или выкидываться, но в целом большая часть работы с партиями позади. Теперь наша задача добиться того, чтобы:

  • Каждый инструмент аранжировки (голос – тоже инструмент) был хорошо слышен.
  • Инструменты взаимодействовали между собой, объединяясь в единое пространство, единую музыкальную ткань, общее звучание.
  • Произведение звучало одинаково хорошо на любой акустике – бытовые колонки, наушники, динамик ноутбука, телевизор, стадионные порталы, домашняя хай-энд система или дедушкин радиоприемник.

Следующая фраза – одна из самых важных в этой статье, и на нее стоит обратить особое внимание. В идеале хорошее сведение заключается в простом выстраивании баланса инструментов и в создании общей пространственной картины с помощью панорамы, ревербераторов и линий задержки (дилеев). Все остальное – лишь креативные элементы. Поэтому желательно, чтобы еще на стадии аранжировки все звуки были хорошо подобраны. Чтобы между ними не было конфликтов, которые придется устранять на сведении.

Перед сведением

  • Проверьте, нет ли в аранжировке схожих по спектру одновременно звучащих партий? Например, две разные секвенции в одном регистре, либо ритм-гитара и арпеджиатор, либо гитара с синтезаторным подкладом, либо залезающие в другие инструменты партии бэк-вокала, и так далее. Если такие партии есть, нужно принимать меры. Можно сменить регистр одной из этих партий (возврат к стадии аранжировки), можно подкорректировать спектр с помощью эквалайзеров (менее предпочтительный вариант), а можно и более радикально – удалить одну из конфликтующих партий (чаще всего самый выигрышный вариант).
  • Если Вы используете в работе синтезаторы, не спешите переводить их партии в аудиодорожки. Работа с миди предпочтительнее, поскольку она позволяет на любом этапе вмешаться в любой звук или поменять любую ноту этой партии. Конечно, для полноценной работы по миди сразу с несколькими синтезаторами в рамках одной аранжировки требуются не только сами синтезаторы, но и достаточное количество входов в вашей системе записи или на микшерном пульте, а также хороший миди-интерфейс. И если работать с миди невозможно, придется все же перевести инструменты в аудио.
  • При перебрасывании дорожек в аудиофайлы не забудьте отключить обработку на этих инструментах. Прежде всего – пространственную. Причины объективнее. Во-первых, реверберация в большинстве синтезаторов слабая. Во-вторых, позднее избавиться от нее в уже записанных файлах вы не сможете. В-третьих, работа с пространством подразумевает принципиально иной подход, о котором я буду рассказывать отдельно. Присутствие на каждой дорожке собственной пространственной обработки будет только мешать. Из обработки можно оставить только звукообразующие эффекты – например, модуляционные, если без них теряется нужный характер звука.
  • Избавьтесь от лишних стереодорожек. В большинстве случаев стерео вам не только не поможет, но и наоборот – затруднит работу над сведением трека. Добиться широты звучания можно с помощью последующей обработки инструментов, а исходно для локализации инструментов гораздо правильнее, чтобы они звучали в моно. Не записывайте лишних гитарных дабл-треков. Не все гитары пишутся дабл-треком. Не пишите сольные звуки синтезаторов в стерео. Не пользуйтесь без знания стереофоническими микрофонами, не снимайте звук комбиков сразу с нескольких точек, если не уверены, что сможете избежать противофазы. Чтобы понять, насколько это важно, обратите внимание на статьи Моно и стерео и Проблемы с фазой.
  • Выделите время, чтобы смонтировать все записанные дорожки в простой и понятный набор в вашем аудиосеквенсоре. Если вокал разрозненно записан на десяти дорожках – удалите все лишнее, поместите нужное на одну дорожку, проверьте, чтобы на протяжении всего произведения на ней не было перепадов громкости, и склейте регионы. Сделайте это с каждым инструментом и подпишите их. Нет ничего хуже бездарной потери времени в поисках нужного отрывка партии. Удалите из проекта все лишние дорожки и сохраните его под новым именем.
  • Расставьте все инструменты в четкой последовательности. Я их расставляю так (сверху вниз): барабаны, бас, вокал, гитары, синтезаторные подклады, сольные синтезаторные звуки, секвенции и шумовые эффекты. Вы можете придумать собственную систему.

Теперь можно сказать, что проект вычищен и подготовлен. Пора переходить непосредственно к сведению. Главный инструмент на сведении, помимо ваших собственных ушей, это мониторная система. Если с этим у вас все в порядке, то проблем в работе не возникнет. Если же вы не уверены в своих мониторах или только ищете решения, можете обратить внимание на еще одну статью, в которой я немного рассказал про Мониторы для сведения.

Помните!!! Чем менее качественно записан материал, с которым вам предстоит работать, тем более качественным должен быть мониторинг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here